Alba Ruthenia (alba_ruthenia01) wrote,
Alba Ruthenia
alba_ruthenia01

Categories:

Мозаики в Барановичах

Наконец я выбрала время показать, что интересного удалось повидать в первую в этом году поездку по родной стране в позапрошлые выходные. Мы посетили славный град Барановичи в Брестской области и его окрестности.
Барановичи, как известно, город новый, обязанный своим существованием железной дороге, поэтому памятников старины в нем нет, и всё же в нем стоит побывать хотя бы ради того, чтобы взглянуть на прекрасные мозаики Васнецова. Откуда они там взялись? О, это долгая история.
Началась она, когда Земля была ещё теплая когда Россия вкупе с Австрией и Пруссией разделили на куски Речь Посполитую. Было это в самом конце 18-го века. Весь 19-й век поляки и литвины (т.е. мы) пытались вернуть себе независимость, восставая через каждые 30 лет, но ничего не вышло.
Через 100 лет после 3-го раздела Речи Посполитой, в 1894 году стараниями тогдашнего генерал-губернатора Польши генерала Иосифа Гурко в Варшаве был заложен большой и красивый Александро-Невский собор, потому что «понаехавшим» в Варшаву русским не хватало места для молитв.
В конкурсе на лучший проект победила работа академика Л. Бенуа. Собор на Саксонской (Саскей) площади был огромен и великолепен. Это был самый большой храм Варшавы, высота колокольни составляла 70 метров.

Отдельно надо отметить сложность и красоту внутренней отделки собора. К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В. Васнецову, иконы были написаны виднейшими русскими иконописцами. На отделку в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. Внешние стены храма покрывала дорогая керамическая плитка. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением варшавского храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать.
А всего в Александро-Невском соборе находилось около десяти тысяч (!) произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. Один факт, что основные работы по строительству храма и колокольни завершили за пять лет (к 1900 году), а украшение храма заняло целых двенадцать лет, говорит о многом.
20 мая 1912 г. собор был торжественно освящён во имя благоверного великого князя Александра Невского.
Никто тогда и предположить не мог, каким недолгим будет век этого величественного собора. Всего через два года после его открытия начался «Последний спор Императоров».
Первая мировая война заставила эвакуироваться практически все русское население Варшавы. Было принято решение вывезти из Александра-Невского собора иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. И надо сказать, решение об эвакуации иконостаса из храма оказалось очень правильным (об иконостасе скажу в конце поста).
Когда в Варшаву в начале 1915 года вошли полки кайзера, первым делом храм был переделан под гарнизонный костёл и немецкую кирху. С куполов собора были содраны медные листы, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан. Собор был переименован в честь св. Генриха.
После всех передряг с войной и революцией в России Польша в конце концов вырвалась из состава бывшей империи и снова обрела независимость.
Встал вопрос, что делать с храмом, который был символом неволи, да и не нужен стал, православных почти не осталось. Были предложения о перепрофилировании, но в 1924 году окончательно было решено храм снести.
Снос собора потребовал гигантских средств. Не так просто оказалось разрушить такое монументальное и огромное здание, которое русские «захватчики» строили из самых дорогих, самых лучших материалов.
Желая придать кампании разрушения крупнейшего в Польше православного храма поистине всенародный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса”, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”.
Для завершения сноса собора в 1924-1926 годах были использованы специальные бригады, которые и завершили уничтожение, используя технику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам (!).
Так что большевики не первые, кто стал уничтожать храмы. В первые два года существования независимой Польши (1918-1920 гг.) было уничтожено около четырехсот православных храмов.
Много лет потом «материалом, полученным в результате сноса собора» пользовались при строительстве Варшавы. Менее ценные обломки пошли на укрепление берегов Вислы. А ценные граниты пошли на пьедесталы разным памятникам, строительство мостов и другие городские нужды. Например, некоторые городские лавочки были сделаны из гранита, полученного при разрушении собора. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из ценных материалов, взятых из собора. Мосты, ступени костёлов и даже просто дома - везде пригодились остатки собора. Даже знаменитая варшавская русалочка сидела на каменном блоке из собора Александра Невского…
Лишь кое-что удалось спасти. Счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в г. Барановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Богородицы. Среди них была и часть мозаики Н.А. Кошелева “Спас со строителем”, представляющая Л.Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова “О Тебе радуется...”
Вот они.











Правда, необычные? Потрясающе выразительные лица, аж мороз по шкуре бежит, когда им в глаза заглядываешь.
За иконостасом в алтарной части (надо присесть на корточки и заглянуть в алтарь) находится мозаика Васнецова с изображением Богоматери с младенцем, оно тоже необычное. Младенец обхватил мать ручками за шею, в его взгляде явно читается страх. А в глазах матери бесконечная грусть.

У меня фото второпях вышло плохо, потому что тётки в церкви крик подняли. Но хотя бы ради того, чтобы посмотреть в эти глаза, стоит приехать в Барановичи.
Вот церковь Покрова Богородицы, где находятся мозаики:

А ещё любителям прекрасного советую съездить в городок Каменец в Брестской области. Там не только можно пообниматься со знаменитой Белой вежей, но и полюбоваться на дивной красоты иконостас из того же самого Александро-Невского собора из Варшавы. Именно в каменецкую Симеоновскую церковь судьба привела этот шедевр резного искусства из темного дерева.
Я уже показывала его в моем блоге, чтобы не повторяться, даю ссылку:
http://alba-ruthenia01.livejournal.com/18653.html
Tags: История, Путешествия по Беларуси
Subscribe

  • (no subject)

    Благодарить политика за то, что он что-то сделал за народные деньги, то же самое, что аплодировать банкомату за выданные вам деньги.

  • (no subject)

    "Прибыль организаций государственной и смешанной форм собственности по итогам года оказалась скромной — 242 млн рублей. Организации, полностью…

  • (no subject)

    Аж сердце вздрогнуло, когда увидела: А потом дочитала - упс! Ну ничего, первый шаг сделан.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • (no subject)

    Благодарить политика за то, что он что-то сделал за народные деньги, то же самое, что аплодировать банкомату за выданные вам деньги.

  • (no subject)

    "Прибыль организаций государственной и смешанной форм собственности по итогам года оказалась скромной — 242 млн рублей. Организации, полностью…

  • (no subject)

    Аж сердце вздрогнуло, когда увидела: А потом дочитала - упс! Ну ничего, первый шаг сделан.